Home
Маленький Китай на Большой Васильковской (статья в газете ПОРТМОНЕ от 27.04.10) PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Статья в газете ПОРТМОНЕ от 27.04.10

PORTMONE

Ушу на рисовой бумаге

Живой поток... Игра с движением и пространством. Удары руками и ногами, опрокидывания, высекания, броски... Одним и тем же движением можно убить, а можно — вылечить. Чтобы хорошо понять технику ушу, нужно освоить китайскую каллиграфию. А чтобы преуспеть в каллиграфии... освоить ушу!

А заодно постичь китайскую живопись, язык, музыку, т.е. — культуру. Понять, что все в ней движется в едином ритме: усилие-расслабление. И этот ритм нам всем хорошо знаком, с ним человек появляется на свет.

Запорожье, к сожалению, не может похвастаться следованием китайским традициям. Чтобы приобщиться к «живому потоку», «Портмоне» отправилась в столицу. Практически в самом центре Киева, на небольшом отрезке Большой Васильковской (бывшей Красноармейской) улицы мы обнаружили два китайских ресторана, чайный клуб «Храм Неба» и корпуса Киевского национального лингвистического университета (КНЛУ). Этот вуз один из первых в Украине (с 1989 г.) стал готовить синологов (китаистов-переводчиков и литературоведов). И хотя интерес к Китаю в нашей стране в последнее время значительно возрос, изучение культурных традиций Дальнего Востока пока остается занятием скорее элитарным.

Зина ЧиЧи Со Дин: «В китайской каллиграфии, живописи, ушу, музыке и танце есть общая черта — ритм» 

Чайный клуб оправдывает свое название и предлагает посетителям «самый свежий китайский чай элитных сортов». Но не только чайная дегустация привлекла наше внимание. 23 апреля в клубе проводился открытый мастер-класс по китайской живописи. Интересующиеся могли не только приобщиться к великому искусству, но и посмотреть репродукции известных китайских мастеров, приобрести работы мастера Чи Со Дин (Зины Чи — преподавателя клуба по живописи и каллиграфии).

Мы решили не упускать возможность подержать в руках китайскую кисть и, макая ее в специальную черную тушь, оставить свой след на пространстве белого листа. А также пообщаться с носителем традиционной китайской культуры, к тому же великолепно владеющим русским языком. Ведь большую часть жизни Со Дин провела в Украине (семья Чи переехала в Киев, когда девушке было всего 7 лет). Однако, по словам Со Дин, она с удовольствием отправляется в Китай с целью усовершенствовать язык, интересуется жизнью своего народа.

— Что нужно для того, чтобы попасть на курс каллиграфии и китайской живописи? Существуют ли возрастные ограничения?

— Посещать мои курсы может любой желающий. В моей практике были ученики от 6 до 40 лет. Всю необходимую информацию можно узнать на сайтах. Там указаны контактные телефоны, по которым можно записаться на группу или мастер-класс (Со Дин преподает в клубе «Храм Неба» и в Центре развития и творчества Іппегагт.. — Авт.).

— У европейцев существует стереотип относительно необычайной силы иероглифов. А что вас привлекает в этом искусстве?

— Действительно, недавно я проводила мастер-класс, на котором одна моя ученица попросила написать иероглиф «золото», надеясь, что это принесет ей богатство. На самом деле, каллиграфия — это отдельное искусство. Один иероглиф можно писать целый месяц. Каждый день, несколько раз в день. Иероглиф пишется одним движением кисти, в нем нельзя ничего поправить, подрисовать.

Он четко передает ваше состояние на данный момент. Мне интересно именно сочетание черт. Я пишу традиционные иероглифы. Существует система упрощенных иероглифов, которую ввел Мао Цзэдун, чтобы повысить грамотность населения. Ведь многие люди в Китае до сих пор безграмотны. Однако сейчас наблюдается интерес элиты к старой, традиционной системе, к древней философской мудрости Востока.

— Можно самостоятельно учиться писать иероглифы, используя, например, прописи?

— Тут главное — вписаться в пространство квадрата. И не выйти за ограничительные линии. Не у всех это получается (пробовали — сложно. — Авт.). Вообще, написание иероглифа похоже на танец. Его даже лучше исполнять стоя. И это очень увлекательное занятие. Как и живопись.

— Чем вообще отличается китайская живопись от европейской?

— Одно из главных отличий китайской и европейской живописи — композиционные принципы. Например, если натюрморт европейского художника будет полностью заполнен, то в китайской живописи обязательно нужно оставлять пространство. Также в работе китайских живописцев важную композиционную роль играет подпись автора — красный оттиск печати. Она изготавливается из «мягкого камня», на котором вырезается фамилия. И конечно, китайская живопись должна сопровождаться стихотворением или названием картины.

Европейские художники чаще всего срисовывают с реального предмета, китайские художники выражают свои идеи «от увиденного». Что касается техники, то в классической европейской живописи мы поэтапно накладываем слои, чтобы добиться объемности. В традиционном же китайском стиле «се-и» объем необходимо создать одним мазком, чтобы передать настроение.


Зина ЧиКорреспондент «Портмоне» постигает азы каллиграфии

— На сайте клуба обещают обучить свободному общению на бытовом уровне и владению иероглифическим письмом за полгода. Насколько это реально?

— За полгода можно овладеть лишь минимальными навыками общения. Для этого необходимо заниматься в клубе хотя бы три раза в неделю. И, конечно же, практиковаться самостоятельно.

— Но это доступно только для киевлян. А можно ли изучать китайский заочно?

— Будет сложновато... Однако если человек занимается уже более года, то посещать занятия можно реже. Я считаю, что язык можно освоить самостоятельно, если человек имеет практику общения с носителями языка.

— Существуют ли универсальные советы для людей, которые собираются в Китай?

— Необходимо определиться, куда именно вы едете. Потому что Северный и Южный Китай отличаются языком, культурой и поведением жителей. При этом в каждом городе есть свои особенности. Основное наречие в китайском языке — «пу тун хуа». Его понимают все.


 Чайный клуб Храм небаСергей Сорокин, директор Института восточных языков КНЛУ:

«Кафедра китайского языка в КНЛУ существует более 20 лет. Интерес к этому направлению существовал всегда, однако за последние семь лет спрос на китайский язык стабильно высокий: в среднем конкурс на бюджет варьируется от 15 до 30 человек на место.

С точки зрения того, что из числа тех выпускников, которые смогли выучить язык, все 100% трудоустроены, этот интерес оправдан. Около 40% из них работают в Китае. Довольно часто студенты находят работу уже во время учебы, так как сами работодатели обращаются в наш университет за специалистами. Прежде всего, речь идет о китайских предприятиях, которые работают в Украине. Кстати, из Запорожья китайскому языку у нас сейчас обучаются шесть человек».


Чайный клуб Храм небаАнастасия Тысячник, студентка Института восточных языков КНЛУ, выпускница Запорожского лицея «Логос»:

«Интерес к Востоку возник у меня как-то абсолютно внезапно. Европа нас уже ничем не удивляет, европейские языки знают многие, а хотелось чего-то особенного. Я выбрала китайский язык и теперь понимаю, что передо мной открылись двери совершенно другого мира. Восток полон загадок. Вот уже полгода, как я учу китайский язык, у меня появились друзья из Китая. Они невероятно веселые, жизнерадостные, позитивные, с ними очень интересно проводить время: мы помогаем им с русским, а они нам — с китайским. В будущем хотелось бы побывать в Китае, пройти хорошую практику и работать по профессии (переводчик. — Авт.). Начинающему китаеведу посоветовала бы терпения и старания: поначалу будет сложно, но если каждый день понемногу работать над языком, все будет отлично».


Чайный клуб Храм небаНиколай Голобородько, ученик Чи Со Дин, тренер по ушу: 

«Увлечение Китаем началось с оздоровительной практики ушу. Когда я познакомился с мастером ушу, он посоветовал заняться каллиграфией. Я начал писать и узнал, что для успеха этого дела полезно заниматься ушу. Занятия каллиграфией очень сильно затягивают. Из личного опыта скажу, что если заниматься только в клубе, то каждое занятие будет начинаться как с чистого листа. Как только я стал уделять этому больше времени, тренироваться дома, я начал понимать истинную суть каллиграфии».

Общалась Екатерина Домашенко


Китай приглашает наших живописцев

Ассоциация традиций и культуры Китая города Вейфан провинции Шаньдун приглашает заслуженных художников Украины поучаствовать в Международной выставке в Китае. Требуются работы масляной живописи на произвольные темы (предпочтительнее на народную украинскую тематику) любого формата в количестве 5-15 полотен. Проведение выставки планируется в начале июня 2010 г. в городе Вейфан. Все расходы, связанные с поездкой, обеспечиваются Ассоциацией (билет, проживание, двухнедельное экспонирование). Заявку на участие (фото работ для отбора и информацию об участнике) высылайте на e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

 

Мне нравится! (поделитесь с друзьями)

Справки и заказ:
по телефону:
093 12 14 100 (Life) / 050 33 22 519 (UMC)
по електронной почте: artcreator.ukr@gmail.com
контактное лицо: Роман Романько

Наш клуб "Храм Неба" на facebook

ru.e-hermes.net